Романтизм в русской литературе 19 века: особенности, представители

О таких литературных направлениях как классицизм и сентиментализм я уже рассказывала. Теперь пришло время остановиться на романтизме, который пришел им на смену в первой половине 19 века. Я расскажу о появлении романтизма вообще и в русской литературе в частности. Назову представителей этого направления, приведу примеры произведений. Вы узнаете об основных особенностях (чертах) романтического произведения, а также романтического героя.

Что такое романтизм, где и когда появился

Романтизм – это художественное направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 века и достигло апогея в первой трети 19 столетия.

Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской революции 1789—1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились. После эти идеалы перешли в искусство и литературу. Так появился романтизм (от фр. romantisme) – направление в литературе и искусстве, поставившее во главу угла духовно-нравственную жизнь человека, свободу и творчество.

Как художественное явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России.

В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.

В России представителем предромантизма был поэт Алексей Федорович Мерзляков – автор стихотворений, напоминающих народные песни («Среди долины ровныя», «Соловушко», «Ожидание»).

Основателем романтизма в русской литературе считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Его баллады («Светлана», «Лесной царь») и элегии («Море», «Сельское кладбище») изучаются в школе.

Ф. Гойа «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде »

Основные черты романтизма в литературе, характеристика романтического героя

Для того чтобы понять, относится ли то или иное произведение к романтизму, нужно знать основные черты романтического произведения.

  • Двоемирие – это одна из главных особенностей романтического мировосприятия. Суть концепции в том, что существует два мира: реальный и идеальный. Писатели-романтики переносили действие в несуществующий (идеальный) мир. В нем не было четких граней, логических связей, он был волшебен, мистичен, фантастичен. Герой романтического произведения часто существовал в двух мирах.
  • Мистицизм. Данная особенность связана с романтической концепцией двоемирия. Мир реальный и идеальный сосуществуют и взаимодействуют. В произведениях писателей-романтиков появляются колдуны и ведьмы, происходят мистические и сверхъестественные события.
  • Фатализм. Писатели-романтики считали, что судьба человека предопределена. В их произведениях нередки гадания, предсказания. Герой может совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному пути.
  • Экзотика. Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических стран, иногда несуществующих, тоже связано попыткой уйти от реальности, противопоставить ей другой мир.
  • Историзм. Обращение к прошлому тоже характерно для многих романтических произведений русской и европейской литературы.
  • Фольклор. Внимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма, в том числе и в русской литературе начала 19 века.
  • Природа. В романтических произведения уделяется много внимания пейзажным зарисовкам. Природа, по мнению писателей-романтиков, наделена душой, она может сопереживать людям. Нередко авторы-романтики наделяют природу мистическими особенностями.
  • Глубокий психологизм. Личность в произведениях писателей-романтиков представлена противоречивой, эмоциональной. Ее буквально терзают, разрывают страсти.
  • Герой-творец (демиург). Эта особенность особенно сильно характерна западному романтизму, но и в русском можно ее обнаружить. Нередко в центре внимания писателей-романтиков оказывались художники и музыканты. Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами (реальным и идеальным).

Высшими ценностями для писателя-романтика являлись:

  • любовь;
  • искусство;
  • свобода.

В центре романтического произведения находится романтический герой. Ему присущи следующие особенности:

  • он противопоставлен обществу, реальному миру, вступает в конфликт с ним;
  • он является бунтующей личностью, неспокойной, непокорной, противоречивой;
  • нередко одинок;
  • зачастую исключителен, необычен, неординарен;
  • стремится к прекрасному, восприимчив к искусству;
  • рассуждает о бытии, старается познать тайное, понять смысл жизни.

Дополнительно нужно сказать, что романтизм, по сути, субъективен, поэтому романтические произведения часто имеют исповедальный характер, а писатели-романтики отождествляют себя со своими героями.

К. Брюллов «Последний день Помпеи »

Жанры романтических произведений, примеры

Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:

  • роман (в том числе исторический);
  • повесть (в том числе фантастическая);
  • новелла;
  • сказка;
  • идиллия;
  • баллада;
  • лиро-эпическая поэма;
  • элегия;
  • лирическое стихотворение.

Примерами романтических произведений могут служить исторические романы «Айвенго» Вальтера Скотта и «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго; новелла «Кармен» Проспера Мериме, сказка «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Идиллия» Антона Дельвига, «Элегия» Евгения Баратынского, баллады «Светлана» и «Людмила» Василия Жуковского,  поэма «Мцыри» Михаила Лермонтова и его же лирическое стихотворение «Парус».

И. Айвазовский «Девятый вал »

Своеобразие романтизма в русской литературе, представители

Одной из особенностей романтизма именно в русской литературе является социальная острота конфликта героя и общества, окружающего мира.

Тема социальной несправедливости часто возникает в связи с неприятием крепостного права.

В русской литературе выделяют два основных течения романтизма:

  • консервативное, когда писатели и поэты черпали вдохновение в прошлом, философствовали, погружались в воспоминания или мечтания. В этом течении творили Батюшков, Баратынский, Тютчев, Жуковский;
  • революционное (или гражданско-героическое), когда авторы стремились к воплощению идеалов свободы и равенства. К этому течению относят творчество Рылеева, Одоевского, Вяземского, Кюхельбекера.

Отдельно иногда выделяют лермонтовское течение в русском романтизме. Из этого становится очевидно, что многие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова относятся именно к романтическому направлению. Примерами могут служить поэмы «Мцыри» и «Демон», а также стихотворения и пьесы (особенно ранние), прозаические произведения (в том числе и «Герой нашего времени»).

Раннее творчество Александра Сергеевича Пушкина тоже принадлежит к рассматриваемому нами литературному направлению. Это поэма «Цыганы», стихотворение «К морю», разбойничий роман «Дубровский», повесть «Пиковая дама».

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя тоже можно считать романтическими (точнее, романтически-юмористическими). Речь идет о сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Арабески», «Миргород». Сюда же можно отнести и «Тараса Бульбу».

Подводя итоги, подчеркну, что романтизмом называют литературное направление, которое во главе угла ставило духовно-творческое начало, идеалы французской революции. Если говорить о временном периоде, то это конец 18 века – первая половина 19-го. Герой романтического произведения – это исключительная личность, действующая в исключительных обстоятельствах.

Русский романтизм имел свои особенности. В разных течениях в этом направлении творили Василий Жуковский (которого считают основоположником романтизма в русской литературе), Владимир Одоевский, Евгений Баратынский, Михаил Лермонтов. Раннее творчество Александра Пушкина и Николая Гоголя тоже относится к интересующему нас литературному направлению.

Рейтинг