Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина: история создания, краткое содержание для читательского дневника

Первой прозой Александра Сергеевича Пушкина, опубликованной при жизни писателя, стал цикл повестей, автором которых значился совсем другой человек – Иван Петрович Белкин. Гений русской словесности сам отдал лавры придуманному им же молодому помещику, скромно появившись на страницах интересующего нас сборника произведений под маской издателя. Современников ему удалось провести, но, конечно же, не потомков. Литературоведы быстро выяснили, что эти короткие шедевры принадлежат перу Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня я напомню вам историю создания цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и краткое содержание входящих в него произведений.

 

История создания А.С. Пушкиным цикла «Повести Белкина»

рукопись ГробовщикаНаписать что-то вроде «Повестей Белкина» Александр Сергеевич задумал еще в 1829 году. По первоначальному замыслу, войти в сборник должны были прозаические произведения под рабочими названиями «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Самоубийца» и «Записки пожилого». Однако в ходе работы над ними первоначальные планы претерпели изменения, и вместо последних из перечисленных произведений из-под пера А.С. Пушкина вышли повести «Выстрел» и «Метель».

К работе над циклом «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Александр Сергеевич приступил осенью 1830 года – этот период вошел в историю русской литературы как Болдинская осень.

Создавались повести в следующем порядке:

  1. «Гробовщик» (9 сентября).
  2. «Станционный смотритель» (14 сентября).
  3. «Барышня-крестьянка» (20 сентября).
  4. «Выстрел» (14 октября).
  5. «Метель» (20 октября).

В этот же период (14 сентября) было написано и предисловие издателя, содержащее письмо соседа Ивана Петровича Белкина с его характеристикой. Это послание является единственным источником информации для читателей, интересующихся личностью вымышленного автора пяти изящных историй.

Кстати, предисловие издателя к циклу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», подписанное инициалами А.П., тоже представляет литературную ценность.

Зачем нужно было А.С. Пушкину выдумывать Белкина и делать того автором своих повестей, наверняка сказать нельзя. Существует мнение, что блестящий поэт считал, что как прозаик провинциальный помещик будет пользоваться большим доверием читающей публики, чем светский лев, уже завоевавший поэтическую славу. Сам же А.С. Пушкин на этот счет писал своему товарищу и издателю П.А. Плетневу:

«...Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал... <...> Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает...» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 9 декабря 1830 г.)

В этом письме поэт упоминает своего современника Ф.В. Булгарина, который тоже писал стихи и прозу, пытаясь состязаться в словесности с А.С. Пушкиным, а также сотрудничал с Третьим отделением и обрушивался с критикой творений своего более удачливого соперника.

иллюстрация Добужинского к повести Станционный смотритель

Структура цикла «Повести Белкина»

В цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» входит пять произведений, перечисленных выше, и предисловие издателя, содержащее, в свою очередь, письмо от пожелавшего остаться анонимным помещика, в котором тот рассказывает об авторе повестей (Белкине). Из этого письма следует, что Иван Петрович Белкин был небогатым помещиком, скромным, мягким и мало интересующимся хозяйственными вопросами. Ключницу он ценил за умение рассказывать сказки, а не вести дела. Свои истории, по словам автора письма, Иван Петрович записывал со слов различных рассказчиков, а не выдумывал сам.

Из предисловия издателя читатели также узнают, что Иван Петрович Белкин умер от простудного заболевания в 30-летнем возрасте, оставив после себя множество произведений. Однако не всем шедеврам удалось увидеть свет – многие рукописи были использованы для хозяйственных нужд, например, для оклейки окон. Наши современники сказали бы, что их ждала участь макулатуры.

В предисловии издателя можно также найти намеки на то, что вся история с авторством некого Белкина – вымышленная. Например, в письме помещика говорится, что послание издателя с просьбой рассказать о Белкине он получил 23-го числа «сего же месяца», а его ответ датирован 16 ноября.

Все повести цикла, который мы сегодня разбираем, короткие – на то, чтобы прочесть их все, уйдет не более двух часов, а опытному книгочею времени потребуется вдвое меньше. Современники А.С. Пушкина свидетельствовали, что сам он ставил язык Белкина в пример другим литераторам, говоря, что «кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Произведения, входящие в состав цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» снабжены незатейливыми эпиграфами.

В цикле они расположены не по хронологии создания, а в другом порядке:

  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка».

Повесть «Выстрел» состоит из двух глав, остальные произведения на главы не поделены.

Советские литературоведы часто видели в повестях цикла признаки реализма. Однако сегодня признается, что «Выстрел» и «Гробовщик» имеют выраженные черты романтизма, а «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» являются образцами сентиментализма.

Повести Белкина - история, пересказ

Краткое содержание «Повестей Белкина» для читательского дневника

Пересказ «Повестей Белкина» я начну с «Выстрела», так как именно это произведение открывает цикл.

О чем повесть «Выстрел» из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»

В первой главе повести «Выстрел» отставной офицер вспоминает о том времени, когда он служил в полку. Дружбу с офицерами водил штатский человек – Сильвио, о котором было известно, что он был гусаром. Сильвио постоянно приглашал к себе на обед полковых офицеров, и к самому рассказчику относился наиболее приветливо. По несколько раз в день Сильвио упражнялся в стрельбе, был очень меток. О прошлом же его никто ничего не знал. Оно было окутано тайной, и многие подозревали, что это было связано с тем, что Сильвио застрелил кого-то на дуэли.

Однажды один из недавно поступивших в полк офицеров вступает с Сильвио в конфликт и оскорбляет его. Офицеры, хорошо знавшие, насколько хорошим стрелком является Сильвио, уже считали его оскорбителя покойником. Однако Сильвио не стал вызывать его на дуэль, а сгладил конфликт. Из-за этого некоторые офицеры, включая рассказчика, перестали его уважать, считая трусом. Однако спустя время Сильвио собрался к спешному отъезду и открыл рассказчику причину своего отказа от дуэли.

Оказалось, что еще в гусарском полку Сильвио соперничал с более удачливым офицером и как-то оскорбил того на балу, получив за это пощечину. Была назначена дуэль. Соперник стрелял первым, но попал в шапку. Очередь перешла к Сильвио. Но его соперник настолько спокойно ждал его выстрела, лакомясь одновременно черешней, что Сильвио возмутило, насколько низко тот ценит свою жизнь. Он оставил за собой выстрел и стал ждать, когда соперник начнет ценить жизнь дороже, чтобы завершить дуэль. И вот Сильвио узнал, что его оскорбитель собирается жениться, и поспешил к отъезду, чтобы довести дуэль до конца. Сильвио пояснил, что он должен был беречь свою жизнь, чтобы заплатить за полученную когда-то пощечину, поэтому и не стал стреляться с офицером, конфликт с которым возник случайно.

Во второй главе рассказчик, уже уйдя в отставку, поселяется в своем поместье, где мучается от скуки. И тут приезжает в свое имение на лето его соседка со своим мужем. Он спешит познакомиться с ними. Он видит в картине две пули, всаженные в одну точку, и интересуется, что здесь произошло. Граф рассказывает, что несколько лет назад они проводили в имении медовый месяц. И в это время к ним явился человек, которому он был должен один выстрел из-за незаконченной когда-то дуэли. Однако тот не смог просто стрелять в беззащитного графа, предложив повторную дуэль. Первым снова выпало стрелять графу. Он попал в картину. Тут появилась молодая жена, которая была сильно потрясена и испугана. Соперник снова не стал убивать графа: уходя, он выстрелил в ту же картину. Оказалось, что этим человеком и был Сильвио.

Выстрел

О чем повесть «Метель» из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»

У одного из состоятельных помещиков была дочь Марья Гавриловна – девушка на выданье. Выросшая на французских романах, она мечтала о любви. Она влюбилась в бедного армейского прапорщика, проводившего отпуск в своей деревне, расположенной по соседству от поместья ее родителей. Его звали Владимиром.

Родители Марьи Гавриловны не одобряли выбор дочери, поэтому молодые люди решили обвенчаться втайне. Об этом жених договорился со священником церкви, находящейся в одной из соседних деревень. Своего кучера Владимир отправил за невестой, которая, сказавшись больной, раньше ушла к себе, а ночью вместе со служанкой села в присланный за ней экипаж и отправилась к месту венчания. Владимиру пришлось управлять лошадью самому. Венчание должно было состояться ночью, и к тому же разыгралась сильная метель, в итоге жених сбился с пути и прибыл на место только к утру. Церковь была уже закрыта, невесты на месте не было.

Марья Гавриловна после этого происшествия заболела, и в бреду повторяла имя Владимира. Родители решили, что раз она так сильно его любит, дать согласие на брак с ним. Однако он перестал посещать их имение, вскоре отправился на войну, где погиб.

Спустя время умер и отец Марьи Гавриловны, оставив все свое состояние ей. Она с матерью переехала в другое имение. Там она познакомилась с соседом – офицером Бурниным. Он влюбился в молодую соседку, но свататься не спешил, хоть избранница явно отвечала ему взаимностью. Наконец-то он решился объясниться.

Он признался, что несколько лет назад, когда он был моложе и легкомысленней, совершил ошибку, из-за которой теперь не может жениться на Марье Гавриловне, хоть и любит ее. Он рассказал, как однажды заблудился из-за метели и попал в незнакомую деревню. В церкви горел свет, там кого-то ждали. Его приняли за этого человека и обвенчали с незнакомой девушкой. Но когда она повернулась к нему, чтобы поцеловаться, увидела, что он – не тот, за кого она планировала выйти замуж, и потеряла сознание. Он уехал, и после не смог даже вспомнить, где он обвенчался с незнакомкой, найти ее. Марья Гавриловна сказала, что той невестой была она. Вот такой счастливый конец имела вторая история из цикла «Повести Белкина».

Метель

О чем повесть «Гробовщик» из цикла «Повести Белкина»

Гробовых дел мастер Адриан Прохоров переселяется в новый дом. Его новый сосед приглашает его в гости, так как отмечает юбилей супружеской жизни. Там гробовщик знакомится со своими новыми соседями. Все гости много пьют. Один из них предлагает выпить за здоровье клиентов. Сосед Адриана Прохорова шутит: «Пей за здоровье своих мертвецов». Эта шутка оскорбляет гробовщика, и, возвращаясь домой, он приглашает на новоселье покойников, которых хоронил. Затем ему снится сон, который кажется ему реальностью: к нему в гости являются мертвецы. Он пугается, но после выясняется, что все это ему приснилось. Повесть «Гробовщик» написана с юмором. Кстати, юмор присутствует и в других произведениях из цикла «Повести Белкина».

Гробовщик

О чем повесть «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина»

В начале повести рассказчик знакомит нас со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его дочкой Дуней, которую он растит один. Она красива, расторопна, обладает неплохими манерами и вызывает симпатию у проезжающих, ожидающих на станции лошадей.

Спустя время рассказчик вновь оказывается на той станции, где познакомился с Самсоном Выриным и Дуней, но станционный смотритель выглядит сильно постаревшим, а его дочери нет. Угостив Самсона Вырина пуншем, рассказчик узнает у отца, куда делась его дочь.

Выясняется, что девушка приглянулась проезжающему гусару, причем так сильно, что тот сказался больным, чтобы задержаться на станции на несколько дней. В итоге гусар увез девушку в столицу. Отец нашел ее в Петербурге, но ее соблазнитель вытолкнул его. Он сказал, что Дуня уже привыкла к другой жизни и домой не вернется. Отец вернулся домой один. Он постоянно переживает за судьбу дочери, понимая, что она может быть брошена своим соблазнителем и оказаться на самом дне.

Рассказчик возвращается на станцию еще раз, когда прошло довольно много времени. Он узнает, что Самсон Вырин спился и умер. Сын пивовара, которому теперь принадлежит дом, где была станция, показывает рассказчику могилу бывшего станционного смотрителя и рассказывает, что не очень давно эту же могилу посещала хорошо одетая барыня с тремя детьми и моськой, и что она долго лежала на могиле. Становится понятно, что это была Дуня, опоздавшая со своим раскаянием.

Станционный смотритель

О чем повесть «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести Белкина»

Повесть начинается с рассказа о двух помещиках, которые относятся друг к другу недоброжелательно из-за разного подхода к управлению имением. Иван Петрович Берестов управляет по старинке, считая, что «на чужой манер хлеб русский не родится». Его сосед Григорий Иванович Муромский – поклонник всего английского (он даже свою дочь Лизу называет Бетси).

У Берестова есть сын Алексей. У старшего и младшего Берестовых разные представления о том, какую карьеру лучше выбрать Алексею. До принятия решения юноша поселяется в имении своего отца. Это вызывает интерес у местных барышень. Лиза тоже хочет составить представление о нем, но не имеет возможности познакомиться с молодым человеком из-за конфликта между их родителями.

Тогда Лиза, обсудив это со своей подругой – служанкой Настей, решает притвориться крестьянкой и встретиться с Алексеем, когда тот выйдет утром на охоту. Она шьет себе крестьянский сарафан, Настя заказывает для нее лапти. Барышня переодевается в крестьянку, берет корзину и идет в лес, где встречается и знакомится с Алексеем. Своими необычными манерами красивая крестьянка заинтересовала молодого человека, он настоял на втором свидании. Встречи стали регулярными, и Лиза с Алексеем полюбили друг друга. Правда, юноша не знал, что она дочь помещика, так как девушка сказала ему, что ее зовут Авдотьей, и ее отец – кузнец.

Старший Берестов и Муромский случайно пересекаются на охоте. Лошадь Муромского сбрасывает его, Берестов помогает соседу. Муромский приглашает его с сыном в гости. Лиза накладывает на себя большой слой белил, одевается в несуразное платье, ведет себя неестественно, говорит только по-иностранному, и Алексей ее не узнает.

Муромский и старший Берестов становятся друзьями и решают поженить своих детей. Алексей не хочет жениться на Лизе, так как не знает, что она и есть та крестьянка, в которую он влюблен. Он едет к Муромским, чтобы объясниться. В доме он застает Лизу, которая не успела принять образ жеманной барышни, и узнает возлюбленную. Он бросается к ней, начинает целовать ей руки. Это видит вошедший в комнату отец Лизы и делает вывод, что «дело совсем уже слажено». Развязка понятна без последующего описания.

Барышня-крестьянка

Вот мы и освежили в памяти историю создания А.С. Пушкиным цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», содержание входящих в него произведений. Надеюсь, это поможет вам заполнить читательский дневник, а в будущем – успешно выдержать экзамен по литературе.

Поделиться
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector