Критерии оценивания работ по русскому языку в школе и на ЕГЭ

Недавно на нашем сайте была опубликована статья о классификации ошибок, которые встречаются в  русском языке. Однако вам наверняка важно знать не только о том, какой промах вы допустили, но и как это может повлиять на отметку. Темой нашего сегодняшнего разговора станут критерии оценивания письменных работ по русскому в школе и на ЕГЭ. Вы узнаете, за что и на сколько баллов можно снизить оценку за ту или иную ошибку в 5-9 классах и на итоговом экзамене.

Основные виды ошибок в русском языке

Подробно о классификации ошибок в русском языке мы уже говорили, поэтому сейчас я лишь кратно напомню про их виды.

В письменных работах по русскому языку могут встречаться ошибки:

  • орфографические (I);
  • пунктуационные (V);
  • грамматические (Г);
  • речевые (Р);
  • стилистические ©;
  • логические (Л);
  • фактические (Ф).

Первые три типа нарушений языковых норм могут быть обнаружены в любых письменных работах по русскому языку. Последние четыре вида ошибок обычно встречаются лишь при выполнении творческих заданий (при написании изложений, сочинений).

Критерии оценивания письменных работ по русскому языку в 5-9 классах

В школе ученики выполняют самые разные работы по русскому языку. Они имеют не одинаковый объем, преследуют не идентичные цели, к ним предъявляются различные требования, и оценки за них выставляются с учетом разных критериев.

Как оценивается контрольный диктант

Контрольный диктант может быть словарным или представлять собой связный текст. Обычно учителя выбирают для контроля знаний учащихся второй вариант.

Объем диктанта зависит от класса.

Контрольный словарный диктант состоит:

  • из 15-20 слов в 5 классе;
  • из 20-25 слов в 6 классе;
  • из 25-30 слов в 7 классе;
  • из 30-35 слов в 8 классе;
  • из 35-40 слов в 9 классе.

Объем контрольного диктанта в виде связного текста установлен в следующих рамках:

  • для 5 класса – 90-100 слов;
  • для 6 класса – 100-110 слов;
  • для 7 класса – 110-120 слов;
  • для 8 класса – 120-150 слов;
  • для 9 класса – 150-170 слов.

При этом содержание текста должно быть понятно детям соответствующего возраста.

Контрольные диктанты даются или по какой-либо изученной теме, или по итогам четверти, полугодия, года, когда проверяется знание всех правил, изученных за соответствующий период.

Количество орфограмм и пунктограмм в контрольном диктанте регламентировано.

  • В диктанте для пятиклассников может быть 12 орфограмм и 2-3 пунктограммы (не более).
  • В диктант для шестиклассников можно включить до 16 орфограмм и 3-4 пунктограммы.
  • Диктант для семиклассников может содержать 20 орфограмм и 4-5 пунтограмм.
  • В восьмом и девятом классе можно давать диктанты, в которых содержится до 24 орфограмм. В 8 классе допустимо 10 пунктограмм, в 9 классе – 15.

Полезно знать, что в контрольный диктант не могут попасть орфограммы и пунктограммы, изучение которых только-только началось.

Ограничена и возможность включения в тексты контрольных диктантов непроверяемых слов (в 5 классе – до 5, в 6-7 классах – до 7, в 8-9 классах – до 10 таких слов).

Оценка за контрольный диктант в 5-9 классах выставляется по следующим нормам:

  • пятерка ставится за работу, написанную без ошибок или содержащую лишь одну негрубую ошибку;
  • четверка выставляется за работу, содержащую не более 4 ошибок, в том числе не более 2 орфографических;
  • тройку можно получить за 7 пунктуационных ошибок или за 8 ошибок, из которых не более четырех – орфографические;
  • двойку нужно еще заслужить – ее ставят не более чем за 14 ошибок, причем орфографических ошибок допускается не более восьми.

При большем количестве ошибок выставляется единица.

При оценивании контрольного диктанта не принимаются во внимании ошибки по правилам, которые еще не изучались, а также в переносе слов и передаче авторской пунктуации.

Учитывается и характер ошибок. Две негрубые ошибки считаю за одну. Какие именно ошибки можно считать негрубыми, будет сказано в последнем разделе данного материала.

Контрольные диктанты часто сопровождаются грамматическими заданиями. За них выставляют отдельную отметку:

  • пятерку – за все правильно выполненные задания;
  • четверку – за три четверти верно выполненных заданий;
  • тройку – за половину правильно сделанных заданий;
  • двойку – если хоть какие-то задания выполнены.

Нужно знать, что если при выполнении грамматического задания учеником будут допущены орфографические или пунктуационные ошибки, это повлияет на оценку за сам диктант.

Как оцениваются сочинения и изложения

Объем творческих работ (сочинений, изложений), выполняемых школьниками, тоже зависит от того, в каком они учатся классе.

Рекомендуемый объем текста для изложения:

  • в 5 классе – 100-150 слов;
  • в 6 классе – 150-200 слов;
  • в 7 классе – 200-250 слов;
  • в 8 классе – 250-350 слов;
  • в 9 классе – 350-450 слов.

В связи с тем, что в 8-9 классах подготовительная работа на уроке, который посвящен написанию изложения, не ведется, объем исходного текста может быть увеличен, но не более чем на 50 слов.

Рекомендуемый объем школьного сочинения:

  • от половины до целой рукописной страницы (тетрадочной) в 5 классе;
  • одна или полторы страницы в 6 классе;
  • полторы-две страницы в 7 классе;
  • две-три страницы в 8 классе;
  • от трех до четырех страниц в 9 классе.

Объем экзаменационного сочинения школьника, претендующего на медаль, должен быть в пределах 4-5 страниц.

Разумеется, почерк у ребят бывает разный, и учитель принимает этот факт во внимание. Так что педагог может принять работу меньшего объема или посчитать недостаточно длинным сочинение, если оно написано чрезмерно размашистым почерком.

За творческие работы выставляются две оценки. Одна ставится за содержание и речевые навыки, вторая – за грамотность.

При оценивании содержания творческой работы по литературе или русскому языку принимаются во внимание:

  • соответствует ли работа заданной теме;
  • насколько полно тема раскрыта;
  • последовательно ли изложен материал;
  • нет ли в тексте фактических ошибок.

При оценивании речевого оформления творческой работы учитываются:

  • богатство словаря;
  • разнообразие грамматических форм;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • наличие и количество речевых недочетов.

За грамотность оценка выставляется с учетом числа допущенных учеником грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

При оценивании творческих работ различают ошибки и недочеты. Ошибки – это нарушения правил, а недочеты – шероховатость речи, когда правила не нарушены, но мы понимаем, что «так не говорят». Обычно к недочетам относят:

  • тавтологию;
  • неудачный порядок слов;
  • однообразие речевых конструкций;
  • смешение стилей.

Пятерка за содержание ставится, когда:

  • содержание соответствует теме и излагается последовательно;
  • фактические ошибки отсутствуют;
  • работа отличается богатством словаря и речевых форм, точностью словоупотребления;
  • имеется не более одного содержательного и двух речевых недочетов.

За грамотность пятерка ставится, если в ней нет грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок или имеется всего одна.

Четверка за содержание ставится, если:

  • содержание работы в основном соответствует теме;
  • нарушения последовательности изложения не значительны;
  • речевой строй разнообразен и выразителен;
  • фактические неточности единичны;
  • имеется не более двух содержательных и трех-четырех речевых недочетов.

Четверку за грамотность можно получить, если в работе имеется не более двух грамматических ошибок, а также четырех орфографических и пунктуационных вместе взятых. При этом в работе на четверку не должно быть больше трех нарушений орфографических норм.

Тройку за содержание ставят в следующих случаях:

  • работа имеет существенные отклонения от темы;
  • в главном работа достоверна, но фактических неточностей много;
  • словарь беден, словоформы не всегда употребляются правильно, синтаксические конструкции однообразны;
  • отсутствует стилевое единство;
  • в работе имеется не более 5 речевых недочетов и 4 недочетов в содержании.

Грамотность оценивают на тройку, когда в работе не более 7 пунктуационных ошибок или не более 8 пунктуационных и орфографических ошибок вместе взятых (при условии, что зафиксированное не более 4 нарушений норм орфографии). Допускается также максимум 4 грамматические ошибки.

Если объем сочинения в 1,5-2 раза превышает норму, то количество возможных ошибок для получения четверки увеличивается на одну, для получения тройки – на две. Требования для получения пятерки остаются без изменений.

Нужно сказать, что положение о негрубых и однотипных ошибках распространяется и на творческие работы.

Оценивание обучающих работ по русскому языку

Диктанты и творческие работы могут иметь не только контролирующий, но и обучающий характер. В таких случаях они оцениваются строже. Принимается во внимание даже аккуратность оформления работы, наличие в ней исправлений. При наличии более чем двух исправлений за обучающую работу ставится тройка, даже если неисправленных ошибок в ней не осталось.

Оценивание тестов

За тесты оценка выставляется с учетом процента правильно выбранных ответов:

  • пятерка – при 90-100 %;
  • четверка – при 78-89 %;
  • тройка – при 60-77 %;
  • двойка – при 59 % и менее.

Итоговая оценка за четверть, полугодие или год не может быть удовлетворительной, если большинство контрольных диктантов, изложений и сочинений имели за грамотность неудовлетворительную отметку.

Как оцениваются работы по русскому языку на ЕГЭ

Для допуска к ЕГЭ учащиеся выпускных классов пишут итоговое сочинение зимой. Еще одну творческую работу им предстоит выполнить на самом экзамене летом.

Критерии оценки итогового сочинения и задания с развернутым ответом на экзамене вы можете скачать, пройдя по соответствующим ссылкам.

Хочу подчеркнуть, что и на ЕГЭ при оценивании творческих работ действует положение об однотипных и негрубых ошибках.

Какие ошибки считаются негрубыми и однотипными, как они учитываются при оценивании письменных работ по русскому языку

К негрубым ошибкам относятся:

  • слова-исключения;
  • прописные и строчные буквы в названиях;
  • слитное и раздельное написание наречий;
  • частица «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • частицы «не» и «ни»;
  • пропуск одного из сочетающихся знаков препинания;
  • точка в конце предложения (то есть ее отсутствие);
  • замена одного знака препинания другим.

Две негрубые ошибки считаются за одну грубую (обычную ошибку).

Однотипными называются ошибки, когда нарушено одно и то же правило (орфограмма, пунктограмма). Первые три ошибки считаются за одну, все последующие – как отдельные ошибки.

За одну считаются и все ошибки, допущенные в корне непроверяемого слова.

Нужно также знать, что за некоторые ошибки отметка вообще не снижается, хоть учитель их и должен исправить. К ним относятся:

  • явные описки (опечатки), так называемые «графические» ошибки;
  • неправильный перенос слова;
  • буквы «э» и «е» в заимствованных словах;
  • «н» и «нн» в кратких причастиях и отглагольных прилагательных;
  • прописные и строчные буквы в религиозных терминах и связанных с религией словах;
  • при употреблении имен собственных в нарицательном значении;
  • неправильно написанные приставки «дон», «фон» в фамилиях;
  • дефис (или его отсутствие) в заимствованных словах;
  • отсутствие тире в неполных предложениях.
  • отсутствие многоточия в цитатах при пропуске слов;
  • наличие или отсутствие запятой после союза «а» перед вводным словом;
  • выделение вводных конструкций не теми знаками препинания;
  • дефис при написании приложений;
  • ненужная запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций или перед вводным словом в их конце;
  • в передаче авторской пунктуации.

Не снижается отметка и за ошибки по правилам, которые еще не были изучены. 

Оценки, полученные за контрольные и итоговые экзаменационные работы по русскому языку, могут повлиять на будущее сегодняшних школьников. Поэтому для учеников и их родителей важно иметь возможность проверить, насколько правильно выставлены отметки. Критерии оценивания письменных работ по русскому языку в школе и на ЕГЭ, собранные в данном материале, помогут вам защитить свои права.

Рейтинг