Акмеизм в русской литературе Серебряного века: история возникновения и художественная концепция поэтического течения, представители

Период развития литературы России конца XIX – начала XX веков вошел в историю как Серебряный век русской поэзии. В это время зародилось несколько модернистских течений, среди которых был и акмеизм. Сегодня мы поговорим о месте его в русской литературе Серебряного века. Я напомню историю этого течения, его художественную концепцию, а также его представителей.

 

История возникновения и развития акмеизма

Первоначально поэты-акмеисты входили в состав литературного объединения символистов «Башня». Но осенью 1911 года в «Академии стиха», где, по словам Надежды Мандельштам, «княжил» Вячеслав Иванов, возникла конфликтная ситуация. Лидер поэтического салона раскритиковал стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын». «Он подверг «Блудного сына» настоящему разгрому, – вспоминала Н. Мандельштам. – Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули «Академию» и организовали «Цех Поэтов» – в противовес ей».

Даже название нового поэтического объединения подчеркивало отказ входивших в его состав авторов от принципов символизма. В противовес ему «бунтари» сравнили поэтическое творчество с ремеслом, а не даром, а поэта – с ремесленником, а не теургом. Однако чуть позже в своей программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Николай Гумилев признал символизм «достойным отцом». Так что, фигурально выражаясь, сам акмеизм можно назвать «блудным сыном» символизма.

Примерно через год шестеро авторов, организовавших «Цех поэтов», закрепили свое отделение от символистов официально, создав в рамках своего нового объединения отдельный кружок и назвавшись акмеистами. Это были Сергей Митрофанович Городецкий, Николай Степанович Гумилев, Анна Андреевна Ахматова, Осип Эмильевич Мандельштам, Михаил Александрович Зенкевич, Владимир Иванович Нарбут.

Слово «акмеизм» имеет греческий корень и обозначает оно вершину, расцвет. Этот же корень лежит в основе псевдонима А. Ахматовой (урожденной Горенко). Она, кстати, была секретарем «Цеха поэтов», возглавляемого ее мужем Н. Гумилевым и другим известным поэтом С. Городецким.

Другое название интересующего нас литературного течения – адамизм. Произошло оно от имени первого человека – Адама. Трактуется это название по-разному. Думаю, что целесообразно искать «расшифровку» в творчестве самих поэтов-адамистов, и тогда становится понятно, что Адам, в их понимании, был первым словотворцем и, можно сказать, первым поэтом.

С. Городецкий:

«Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имен».

Строго говоря, адамистами правильнее называть не всех акмеистов, а только представителей натуралистического крыла – С. Городецкого, В. Нарбута и М. Зенкевича. «Чистыми акмеистами» называют Н. Гумилева, А. Ахматову и О. Мандельштама. В «Цех поэтов» в разное время входили и другие поэты, в том числе Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Клюев, М. Кузмин, В. Хлебников и другие поэты, однако сами основатели течения их акмеистами не считали.

А. Ахматова: «Акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было».

О. Мандельштам: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний» («лишним» Осип Эмильевич считал С. Городецкого).

Манифестами акмеизма стали статьи его основателей, опубликованные в начале 1913 года в «Аполлоне» («Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилева, «Некоторые течения современной русской поэзии» С. Городецкого). О. Мандельштам тоже написал программную статью «Утро акмеизма», но она увидела свет значительно позже.

Печатным органом акмеистов стал журнал «Гиперборей», основанный Н. Гумилевым и С. Городецким, издававшийся членом «Цеха поэтов» М. Лозинским. Выходил этот «Ежемесячник стихов и критики» в 1912—1913 гг. Всего было выпущено 10 номеров этого журнала (последний был сдвоенным).

Весной 1914 года между основателями «Цеха поэтов» Н. Гумилевым и С. Городецким возникли разногласия, в итоге спустя полгода объединение было закрыто.

Попытки возродить «Цех поэтов» предпринимались дважды: в 1916—1917 гг. Г. Ивановым и Г. Адамовичем, в 1920 году – самим Н. Гумилевым. Однако эти объединения просуществовали недолго, значительного влияния на литературную жизнь не оказали.

Последний «Цех поэтов» некоторое время продолжал деятельность за границей. Ее поддерживали поэты-эмигранты, бывшие его членами еще в России. Кружок собирался в Берлине и Париже в 1922—1923 гг., потом распался окончательно.

Акмеизм – уникальное художественное явление. Это литературное течение было исключительно русским. Существовал акмеизм лишь в России, да и то недолго: с 1912 года по 1914 год. Число поэтов-акмеистов тоже было небольшим. Обычно к ним причисляют всего шестерых авторов, причем «чистых» акмеистов и вовсе было всего трое: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

gorodezkij
Портрет Сергея Городецкого с женой работы И. Репина

Художественная концепция акмеизма

Принципы акмеизма были изложены Н. Гумилевым в статье «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецким в работе «Некоторые течения современной русской поэзии».

  • Кларизм (от греч. clarus — ясность). Главным постулатом акмеизма было освобождение поэзии от излишней метафоричности и символизации, от многозначности символов. С. Городецкий писал, что символизм заполнил мир «соответствиями», тем самым лишив его материальности и собственной ценности. О символизме О. Мандельштам писал: «Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием. Роза кивает на девушку, девушка на розу». У акмеистов роза снова стала розой, а девушка – девушкой. Все вещи стали называться своими именами. Образы лишились символистической многозначности, стали понятными. Именно стремление к лаконизму и ясности отличает творчество акмеистов. В их стихотворениях нет сложных синтаксических конструкций, малопонятных слов, трудно поддающихся расшифровке образов.
  • Точность, внимание к деталям, признание самоценности вещей. Если символисты стремились синтезировать поэзию с музыкой, увлекались звукописью, то акмеисты больше заимствовали из пространственных искусств: живописи, скульптуры, архитектуры. В их поэзии важную роль играют цветовые метафоры и детали. Именно они помогали авторам максимально точно передать эмоции, переживания лирического героя.

А. Ахматова:

«Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!».

На представленном ниже видео Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих читает стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью». Обратите внимание, насколько точны в нем образы, насколько важны для передачи эмоций детали.

  • Психологизм, интерес к переживаниям человека, его внутреннему миру. Большое место в творчестве поэтов-акмеистов занимает любовная лирика. Эмоции лирического героя передаются максимально полно, точно и образно. Для этого авторы часто обращаются к ассоциациям. При этом не отрицается природное, биологическое начало человека, и его первозданные эмоции тоже обретают ценность (особенно у адамистов).
  • Камерность. О сокровенном не станешь кричать на весь мир. Поэтому поэзия акмеистов, полная любовных переживаний и других личных чувств, эмоций, звучит камерно. Стихотворения могут быть адресованы небольшой группе людей, хорошо знающих автора и понимающих созданные им образы максимально хорошо и адекватно. В стихотворениях появляются диалоги, как будто ведется беседа между двумя близкими людьми. Атмосферу камерности, интимности создают и обращения к слушателю, который остается «за кадром», в результате чего у читателя создается ощущение подслушанного разговора.

Н. Гумилев:

«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф».

Вы можете прослушать стихотворение Н. Гумилева «Жираф», цитата из которого приведена выше, в исполнении Евгения Евтушенко.

  • Преемственность. В поэзии акмеистов образы часто перекликаются с образами из литературных и других произведений минувших эпох, с мифологией, библейскими сюжетами. В них можно встретить много эстетических и философских ассоциаций. Это было «тоской по мировой культуре». Несмотря на то, что акмеисты стремились к простоте и ясности, их стихи могут быть понятны не всем из-за разницы в философско-эстетическом кругозоре, так как не будет услышана эта культурная перекличка.

Вспомните, например, стихотворение О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Разве все в нем будет понятно тому, кто не читал «Илиаду» Гомера? Вряд ли.

Предлагаю вам прослушать это стихотворение О. Мандельштама в исполнении Народного артиста Российской Федерации Сергея Юрского.

  • Эстетизм. Стихи акмеистов красивы, красивы и изображенные в них образы, красивы чувства и эмоции. Эстетизация действительности сказывается и в тяготении к мифологии, и в стремлении к изображению экзотических стран, персонажей. Хотя в поэзии В. Нарбута можно наблюдать противоположную тенденцию – изображение безобразных вещей.

Еще одним важным отличием акмеизма от символизма было принятие реального мира, отказ от идеализации и поиска тайных смыслов, попыток постичь глубинную суть вещей, прикоснуться к сокровенной истине.

gumilev-i-achmatova
Н. Гумилев и А. Ахматова с сыном Львом

Представители акмеизма

Поэтов-акмеистов я уже называла, но перечислю еще раз:

  • Н.С. Гумилев;
  • А.А. Ахматова;
  • О.Э. Мандельштам;
  • С.М. Городецкий;
  • М.А. Зенкевич;
  • В.И. Нарбут.

Вкратце расскажу о биографии и творчестве каждого из них.

Николай Степанович Гумилев (1886—1921 гг.)

ГумилевЗакончил гимназию в Царском селе, директором которой был известный поэт-символист Иннокентий Анненский. Слушал лекции в Сорбонне, изучал живопись. В 1907 году совершил свое первое путешествие в Африку. После него жил в России, учился в Петербургском университете. В 1910 году женился на Анне Андреевне Горенко (Ахматовой).

В 1909 и 1910 гг. совершал повторные путешествия в Африку, а в 1913 году даже сам возглавил экспедицию на этот континент.

В 1914 году Николай Степанович ушел на фронт добровольцем. В итоге он был дважды награжден Георгиевским крестом за проявленную храбрость.

В начале революционных событий 1917 года поэт оказался в Париже, где влюбился в Елену дю Буше. Именно ей был посвящен стихотворный цикл «К синей звезде».

В 1918 году Николай Гумилев вернулся в Россию. В августе этого же года он официально развелся с Анной Ахматовой (расстались они уже в 1913 году, и к этому времени у них уже был сын Лев).

В 1919 году Николай Гумилев женился на Анне Энгельгард, которой посвящены стихотворения, вошедшие в сборник «Огненный столп», изданный в 1921 году.

В том же году Н.С. Гумилев был обвинен в участии в антибольшевистском заговоре Таганцева и расстрелян.  

Первые стихотворные сборники поэта («Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга») относятся к доакмеистическому периоду его творчества (1905—1910 гг.). Уже в них разрабатывается тема пути, которая останется доминирующей и в более поздних стихотворениях поэта. Для гумилевской поэзии этих (да и последующих лет) характерно изображение экзотических мест. В первых стихотворениях Н. Гумилева поэт является жизнетворцем и магом, конквистадором, но никак не ремесленником.

Второй период творчества Н. Гумилева называют раннеакмеистическим. Это 1911—1916 гг. К этому периоду относятся книги «Чужое небо», «Колчан». Лирический герой этих произведений стремится понять современную жизнь, определить свое место в ней, свое предназначение. Нередко возникает тема взаимоотношения полов как поединка, в котором победу одерживает женщина.

Третий период творчества Н. Гумилева – позднеакмеистический. К нему относятся сборники «Костер», «Шатер» и «Огненный столп». Многие из входящих в эти книги произведений по-прежнему посвящены Африке. Революционные события в России трактуются в последнем из перечисленных сборников как стихийный взрыв, ассоциирующийся с хаосом и демонизмом. В нем много фольклорных образов, в том числе Змей крылатый и богатырь Вольга. А одно из последних стихотворений Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» считают пророческим.

Мне нравится, как стихотворение «Заблудившийся трамвай» читает Александр Скляр.  

Анна Андреевна Ахматова (1889—1966 гг.)

АхматоваАнна Горенко родилась в Одессе в офицерской семье. Ахматова – псевдоним, который поэтесса взяла в период, когда ее творчество было связано с акмеизмом.

Акмеистическим считается только первый этап творчества Ахматовой. К нему относятся стихотворения, написанные в период до 1914 года и вошедшие в сборники «Вечер» и «Четки». В более поздний период влияние акмеизма на творчество Анны Ахматовой ослабевает. В сборниках «Белая стая», «Подорожник» и Anno Domini тематика становится более широкой, а женщина – героиня любовной лирики – перестает пасовать перед мужчиной.

Сознательно отказавшись от эмиграции, Анна Андреевна почти всю жизнь провела в Ленинграде, пережила блокаду. В 20-е и 30-е годы ее не печатали, она вынуждена была писать «в стол», заниматься переводами. Ее сына в 30-е и 40-е годы трижды арестовывали. Пережитое сделало лирическую героиню ахматовской поэзии близкой народу. Но это уже постакмеистический период ее творчества, и сегодня нет смысла останавливаться на нем подробно. Об этом мы поговорим, когда будет изучать именно творчество Анны Ахматовой, а не поэтику акмеизма.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938 гг.)

МандельштамРодился будущий поэт в Варшаве, но в 1897 году его семя переехала в Петербург. В 1907 году он закончил Тенишевское училище и был принят вольным слушателем в Петербургский университет, но уехал учиться в Сорбонну и Гейдельбергский университет. Однако финансовое положение его семьи заставило его в 1911 году вернуться в Россию.

Сначала Осип Мандельштам посещал «Башню» В. Иванова, затем, когда образовался «Цех поэтов», примкнул к акмеистам.

Первой книгой поэта был стихотворный сборник «Камень», увидевший свет в 1913 году. В 1916 и 1923 годах книга переиздавалась, причем с измененным содержанием.

В 1919 году поэт познакомился с Надеждой Хазиной, которая позже стала его женой и любовью всей его жизни.

После революции работал в газетах и Наркомпросе, ездил по стране и выступал со своими стихами. Однако после 1925 году поэтическое творчество сменилось автобиографическим. Последний прижизненный стихотворный сборник О. Мандельштама был издан в 1928 году под непритязательным названием «Стихотворения».

В общей сложности поэт выпустил 10 книг, из которых 8 были изданы именно в советское время.

Однако в 1933 году О. Мандельштам написал антисталинское стихотворение и имел неосторожность прочесть его более чем дюжине человек. Борис Пастернак назвал этот поступок самоубийственным, и оказался прав. Кто-то из слушателей донес на поэта, и в 1934 году тот был арестован. Сначала Бухарину удалось добиться освобождения Мандельштама, но на определенных условиях. Тот не должен был покидать места поселения (которое мог выбрать самостоятельно). Срок ссылки закончился в мае 1937 года, и в марте 1938 года семя Мандельштамов поехала в подмосковный санаторий. Это послужило поводом для повторного ареста Осипа Эмильевича. Ему поставили в вину нарушение запрета посещать Москву и попытку воздействовать на общественное мнение, приговорив к пятилетнему заключению в исправительно-трудовом лагере.  Его отправили этапом на Дальний Восток, по пути он заразился тифом и умер в пересыльном лагере.

Антисталинское стихотворение О. Мандельштама, которым он, по сути, подписал себе приговор, в приведенном ниже видеоролике читает Николай Мартон.

Сергей Митрофанович Городецкий (1884—1967 гг.)

ГородецкийУчился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, где познакомился с А. Блоком. Посещал «Башню» Вяч. Иванова, и первые стихи его были символистическими (сборники «Ярь», «Перун», «Дикая воля»).  В 1911 году вместе с Н. Гумилевым основал «Цех поэтов» и стал одним из теоретиков акмеизма, поэтом-адамистом.

В советский период писал политические стихи, приветствия пролетарским поэтам, партийным съездам и другим событиям.

Михаил Александрович Зенкевич (1886—1967 гг.)

ЗенкевичПосле окончания Саратовской гимназии изучал философию в Берлине и Йене, юриспруденцию в Санкт-Петербурге. В 1911 году стал участником «Цеха поэтов», в 1912 году издал книгу «Дикая порфира». Позже вышел его сборник «Четырнадцать стихотворений».

После революции работал сначала в саратовской газете, потом – в столичной прессе, заведовал отделом поэзии в журнале «Новый мир». Много занимался переводами, хотя собственные стихи писать продолжал (и даже неплохо издавался).

Владимир Иванович Нарбут (1888—1938 гг.)

НарбутЭтот поэт родился в многодетной семье с литовскими корнями. Учился в Петербургском университете сначала на математическом факультете, затем – на факультете восточных языков, потом – на филологическом (не окончил ни одного).

Осенью 1911 года вошел в «Цех поэтов» и стал одним из адептов акмеизма (адамизма). В 1912 году он издал сборник стихов под названием «Аллилуйа».  Несмотря на название книги, содержание ее было светским, более того – неприличным и даже богохульным. Из-за этого скандальную брошюру суд постановил конфисковать и сжечь, что и было сделано. Однако несколько экземпляров чудом сохранилось, так что ознакомиться с содержанием скандальной книги наиболее любопытные читатели возможность имеют. Сам автор, чтобы избежать суда, был вынужден отправиться в этнографическую экспедицию, и в Петербург вернулся лишь в 1913 году.

После революции 1917 года примкнул сначала к левым эсерам, затем – к большевикам. В 1918 год Нарбуты подверглись нападению «красных партизан». В результате брат Владимира Ивановича, бывший офицер, был убит, а сам поэт был тяжело ранен, лишился кисти левой руки. Нападавшие, узнав о том, что он является большевиком, принесли ему извинения.

Какое-то время занимался редакторской деятельностью в Воронеже, Киеве и Одессе, но позже был уволен с редакторских постов за «сокрытие прошлого», и в 1933 году вернулся к поэтическому творчеству.

В 1936 году был арестован за пропаганду «украинского буржуазного национализма», был этапирован в Магадан. Позже был обвинен в саботаже, и в 1938 году его расстреляли.

Жизнь немногочисленных поэтов-акмеистов сложилась по-разному, но большинству из них была уготована трагическая участь.

Акмеизм – одно из ведущих литературных течений Серебряного века русской поэзии. Основателями его стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий, также к этому течению относились Анна Ахматова, Осип Мандельштам и другие талантливые авторы. Противопоставив акмеизм символизму, они очистили поэзию от чрезмерной туманности и многозначности, сделали поэтический язык чистым и ясным, образы – понятными и красочными. Акмеизм не просуществовал долго, но повлиял на творчество многих поэтов, причем творивших не только в начале 20 века, но и в более поздний период. Россия – единственная страна, где существовал акмеизм, в других аналогичного литературного течения не было даже под другими названиями.

Поделиться
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector