Какие правила русского языка изучают в начальной школе

В пятый класс дети приходят уже с определенным багажом знаний. Они знают алфавит, могут выполнить фонетический анализ слова и разобрать его по составу. И они уже знают самые простые и одновременно важные правила русского языка. Причем опыт показывает, что правила русского языка, изучаемые в начальной школе, лучше всего сохраняются в памяти человека. Ошибки, связанные с их незнанием, допускают совсем уж безграмотные люди. Большинством грамотных людей эти маленькие законы правописания воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Однако не все так просто. И многим иностранцам эти правила не кажутся такими уж ясными и очевидными. Сегодня я предлагаю вспомнить школьникам и родителям, какие правила русского языка изучают в начальной школе. Я приведу не только их формулировки, но и кое-какие пояснения, а также примеры диктантов для закрепления навыков грамотного письма.

Правописание сочетаний букв ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Обычно правила правописания перечисленных в подзаголовке буквосочетаний прочно заседают в голове каждого. Многие школьники, разбуди их ночью, без сомнения протараторят:

ЖИ и ШИ пиши через И.

ЧА и ЩА пиши через А.

ЧУ и ЩУ пиши через У.

Возможно, вы даже удивитесь, что кто-то может написать эти буквосочетания иначе. Однако этому не стоит удивляться, если «грамотей» плохо учился в начальной школе или вообще нашу российскую школу не посещал. Попробую объяснить, в чем тут подвох.

Многие согласные буквы в русском языке могут обозначать разные звуки: мягкий и твердый. На письме своеобразным маркером, который помечает буквы, звучащие мягко, является не только мягкий знак. Мягкость могут обозначать и следующие за согласной буквой гласные И, Я, Ю, Е, Ё.

Однако некоторые согласные в русском языке обозначают или только твердый, или только мягкий звук. Например, согласные Ж и Ш всегда твердые, а согласные Ч и Щ всегда мягкие. Даже если после твердых Ж и Ш стоит И, они звучат твердо. А вот Ч и Щ всегда звучат мягко, даже если после них не идут гласные, служащие для обозначения мягкости согласного, а следуют гласные А и У.

Вот почему так важно запомнить, что после Ж и Ш всегда нужно писать И, а после Ч и Щ – А или У. Ведь на слух кажется, что после твердых Ж и Ш следует Ы, а после мягких Ч и Щ – Я или Ю.

Следует сказать, что из приведенных выше правил, изучаемых в начальной школе, есть исключения, о которых многие узнают уже во взрослом возрасте. Речь идет об именах собственных. Написание фамилий и населенных пунктов не всегда подчиняется правилам грамматики. Шишкин или Шышкин? Город Шикмент или Шыкмент? Ответ можно найти, лишь заглянув в паспорт или географический справочник.

Также нужно понимать, что в безударном положении после Ж, Ш может следовать не буква И, а буква Е, например: жена, жеманный, шевелится. В этих случаях слова нужно проверять или запоминать.

Если вы не уверены, что ваш ребенок твердо усвоил хотя бы одно из приведенных выше правил, советую написать с ним словарный диктант.

Еловая шишка, лесная чаща, чудесный день, разбитая чашка, верная жена, щи из щавеля, большая щука, сложить в стопку, часы спешат, чужая жизнь.

Правописание гласных И и Ы после Ц в разных частях слова

Буква Ц всегда обозначает один звук – твердый. При этом совершенно не важно, какая после этой буквы следует гласная – И или Ы. Поэтому определить на слух, какую из гласных писать после Ц, невозможно. Необходимо знать правило, точнее даже несколько правил, так как написание ЦЫ и ЦИ зависит от того, в какой части слова этот слог находится.

В корне слова после Ц пишется И, за исключением следующих слов: цыпочки, цыган, цыц (и однокоренных им).

Запомнить слова-исключения поможет фраза: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул  на цыпленка: «Цыц!». В ней собраны все слова, в которых после Ц в корне пишется Ы.

Важно: в названиях некоторых населенных пунктов и в некоторых других именах собственных в корне после Ц тоже пишется Ы, например: село Цыйша, фамилия Цыба.

В суффиксах слов, которые оканчиваются на -ЦИЙ и -ЦИЯ, после Ц пишется И. В суффиксе –ЫН, идущем после Ц, пишется Ы.

Первый суффикс встречается в именах существительных (наций, Конституция), второй – в именах прилагательных (сестрицын).

Важно: в именах собственных (фамилиях) после Ц иногда может писаться И, например: Вицин.

В окончаниях после Ц пишется Ы. Такие окончания могут быть в существительных и прилагательных, корень которых заканчивается на Ц, например: куцый, курицы.

Правильно написать слово с ЦЫ (или ЦИ) поможет следующий алгоритм:

  1. Определите, в какой части слова находится орфограмма.
  2. Если орфограмма находится в корне, определите, не является ли слово исключением. Если нет, пишите ЦИ.
  3. Если орфограмма находится в суффиксе, определите, не заканчивается слово на –ЦИЯ (-ЦИЙ). Если да (заканчивается), пишите И, если нет – Ы.
  4. Если орфограмма находится в окончании, пишите Ы.

И не забывайте, что если вы пишите имя собственное (фамилию, название населенного пункта), то этот случай правилами не регламентируется. Поэтому не постесняйтесь спросить, какая буква следует после Ц, у носителя фамилия или жителя населенного пункта. Не имея такой возможности, загляните в справочник или документ.

Для того чтобы закрепить правило, предложите ребенку написать небольшой словарный диктант.

Цыганские песни, наша авиация, цыплячий цвет, цветущая акация, цирковой лев, тетрадь лучшей ученицы, веселые танцы, полезный кальций, сестрицын платок.

Правописание парных (глухих и звонких) согласных в корнях слов

Многие звонкие и глухие согласные в русском языке являются парными: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Если после согласного стоит гласный, то он звучит четко. Но вот на конце слова или перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, становятся похожими на своего глухого двойника. Из-за этого возникают ошибки в их написании. Избежать их поможет знание правила:

Чтобы правильно обозначить буквой согласный звук в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после сомнительного согласного шел гласный или твердый согласный звук, или же найти подходящее родственное (однокоренное) слово.

Вот несколько подсказок, как можно изменить слово или подобрать родственное ему, чтобы парный согласный слышался четко:

  • поставить имя существительное во множественном числе;
  • просклонять имя существительное по падежам;
  • найти полную форму краткого имени прилагательного (или наоборот);
  • подобрать уменьшительно-ласкательную форму слова;
  • подобрать однокоренное слово, относящееся к другой части речи.

При этом нужно знать, что Ж может чередоваться с Г и Д, а Ш – с Х. То есть звонкие все равно чередуются со звонкими, а глухие – с глухими.

В некоторых случаях проверочное слово, как ни крути, подобрать не удается. Тогда выход один – заглянуть в словарь.

Хотите потренировать ребенка находить проверочные слова, чтобы правильно писать парные согласные? Тогда продиктуйте ему приведенные ниже словосочетания. Только учтите, что в скобках даны проверочные слова, их диктовать не надо.

Вековой дуб (дубы) из старой сказки (сказать), сильный мороз (морозы), добрая улыбка (улыбаться), любимая книжка (книга, книжный), лютый враг (врага), низкий стул (низок), воздух свеж (свежий), большая коробка (коробочка), ходьба (ходит) по утрам, любимая кружка (кружечка), сочная морковь (морковный).

Правописание безударных гласных в корнях слов

Правописание безударных гласных в корне слова определяется правилом:

В слабой (безударной) позиции в корне слова пишется та же гласная, которая обозначает звук, который слышится в этом корне под ударением.

Однако иногда возникает сложность с подбором проверочного слова. Даю несколько подсказок.

В первую очередь попробуйте изменить форму слова:

  • у имен существительных можно изменить число или падеж;
  • у глаголов меняют род и время.

Если и при изменении формы слова гласная в корне по-прежнему остается в безударной позиции, придется подбирать однокоренные слова. Часто помогают формулы «маленький – большой» или «большой – маленький» (ковер – коврик, лесок – лес). При этом можно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы: коза – козочка.

Нередко приходится подбирать однокоренные слова, относящиеся к другим частям речи.

Когда в корне несколько безударных гласных, проверочных слов тоже будет несколько.

Исключением из правила является правописание чередующихся гласных в корне слова. Это правило изучается в 5 классе, мы до него обязательно дойдем.

Если вам так и не удалось изменить форму слова таким образом, чтобы ударение упало на проверяемый вами гласный, и подходящего однокоренного слова тоже не нашлось, то вы имеете дело с непроверяемым безударным гласным. Правописание придется проверять по словарю или запоминать. Поэтому слова с непроверяемыми гласными в корне слова называют словарными.

Проверить умение ребенка правильно определять, какую гласную писать в корне слова, поможет словарный диктант.

Моряк, повар, борода, скрипеть, цветок, работа, шагать, порядок, клевать, боец, хозяин, холода, скворец, ветерок.

Правописание приставок, оканчивающихся на З и С

Многие приставки в русском языке заканчиваются на согласные буквы З или С. Вот они:

  • раз- и рас-;
  • воз- и вос-;
  • вз- и вс-;
  • без- и бес-;
  • низ- и нис-;
  • из- и ис-;
  • через- (чрез-) и черес- .

Их можно назвать парными, так как их значение от написания на конце букв З или С не меняется.

Написание перечисленных выше приставок зависит от того, на какую букву начинаются корень или другая приставка, идущая следом.

Перед гласными или звонкими согласными в приставке пишется буква З, перед глухими согласными – буква С.

Для применения этого правила необходимо умение различать звонкие и глухие согласные.

Вы сможете делать это без сомнений, если запомните фразу: «Фока, хочешь поесть щец?». Уникальность ее заключается в том, что в ней собраны все глухие согласные, существующие в русском языке, и нет ни одной звонкой.

Обратите внимание на то, что у приставки с- нет пары, то есть приставки з- не существует.

В словах здравствуй, здоровье, ни зги, здание и здесь буква З является частью корня. Их я советую просто запомнить.

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке имеется несколько слов, в которых рядом оказываются три или четыре согласные буквы. Произнести эти слова так, чтобы четко слышались все эти буквы, трудно. Поэтому отдельные звуки выпадают или произносятся нечетко. При этом выпадение согласного звука в таких словах считается орфоэпической нормой, то есть их и не нужно пытаться произнести.

Однако на письме это может вызывать ошибки. Ведь мы часто пишем, как слышим.

Для того чтобы обнаружить непроизносимый согласный, слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы в результате согласный оказался на конце слова или перед гласным. Тогда он будет слышаться четко: звездный – звезда, поздний – опоздать.

Если при изменении слова вы убедились, что согласный не слышится (не появляется), то его там, скорее всего, и нет: чудесный – чудеса.

Однако есть несколько слов, которые являются исключениями. В них непроизносимый согласный есть, но его не слышно ни в одной из позиций. Запомните эти слова: чувство, лестница, праздник.

Теперь вновь пора написать небольшой диктант.

Чудесный день, устный ответ, любимый праздник, радостная встреча, доброе сердце, опасный зверь, поздний час, ужасный фильм, честное слово.

Правописание слов с двойными согласными

Слышатся как один звук двойные (сдвоенные) согласные. Они могут встречаться в суффиксах (очарованный), на стыке приставки и корня (рассказал), на стыке корня и суффикса (конный), в самом корне (группа), на стыке двух корней (роддом, юннат).

Разбор слова по составу позволяет обнаружить двойные согласные на стыках, но не в корне. Слова с двойными согласными в корне необходимо запоминать. К сожалению, таких слов довольно много, приведу лишь наиболее часто встречающиеся:

масса, класс, группа, ванна, коллекция, аттестат, аккуратный, коллектив, аппетит, суббота, тонна, касса, шоссе, колонна, аллея.

Далее вы найдете небольшой диктант, в котором встречаются слова с двойными согласными как в корне, так и на стыке частей слова.

Рассказ, суббота, аккуратный, осенний, аппетит, ранний, аллея, юннат, русский, касса, пассажир, Анна, терраса, шоссе, утренний, колонна, Геннадий, Кирилл, Россия.

Кстати, о том, что имена собственные пишутся с прописной (заглавной) буквы, детишки тоже узнают уже в начальной школе.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Правописание частицы НЕ с разными частями речи вызывает наибольшие затруднения у школьников (сложнее лишь написание Н и НН в суффиксах).

Однако в начальной школе изучается лишь одно правило, да и то в упрощенном виде. Оно гласит:

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Исключением являются слова, которые без НЕ не употребляются (например, ненавидеть).

Для закрепления правил русского языка, которые изучаются в начальной школе, предлагаю вам написать обобщающий диктант.

И не забудьте сделать проверку над ошибками!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )